Блог для родителей. О детях и не только...

понедельник, 27 июня 2011 г.

Адаптация ребенка к условиям детского сада


Сегодня я расскажу вам о том, что происходит с ребенком в период привыкания.


Дети одного и того же возраста в период адаптации ведут себя по-разному: одни в первый день плачут, отказываются есть, спать, на каждое предложение взрослого отвечают бурным протестом, но уже на другой день с интересом следят за игрой детей, хорошо едят и спокойно ложатся спать. Другие, наоборот, в первый день внешне спокойны, несколько заторможены, без возражений выполняют требования воспитателей, а на другой день с плачем расстаются с матерью, плохо едят в последующие дни, не принимают участия в игре, и начинают хорошо себя чувствовать только через 6-8 дней или даже позже.


 Почему же так происходит?


 У ребёнка недостаточно развиты адаптационные механизмы, в частности слабые тормозные процессы и относительно мала подвижность нервных процессов. Малышу трудно приспособиться к возникшим изменениям, у него не могут быстро затормозиться старые связи, а вместо них также сформироваться новые. Однако, мозг ребёнка очень пластичен, и если эти изменения условий жизни происходят не так часто и не очень резко нарушают привычный образ жизни, то у ребёнка, при правильном воспитательном подходе быстро восстанавливается уравновешенное поведение и не остаётся каких-либо отрицательных последствий, т. е. ребёнок адаптируется к новым условиям своей жизни. Процесс приспособления, к новым социальным условиям не всегда и не у всех детей проходит легко и быстро. У многих детей процесс адаптации сопровождается рядом, хотя и временных, но серьёзных нарушений поведения и общего состояния. К таким нарушениям относят: нарушение аппетита (отказ от еды или недоедание), нарушение сна (дети не могут заснуть, сон кратковременный, прерывистый), меняется эмоциональное состояние (дети много плачут, раздражаются). Иногда можно отметить и более глубокие расстройства: повышение температуры тела, изменения характера стула, нарушение некоторых приобретённых навыков (ребёнок перестаёт проситься на горшок, его речь затормаживается и др.)

 Сразу хочу заметить, что не все мгновенно увидят плоды, адаптация некоторых детей может протекать от 20 дней до 2-3 месяцев. Особенно, если ребёнок заболел, в процессе адаптации. Иногда, после выздоровления, ребёнку приходится привыкать заново. Но, хочу Вас заверить, что это не показатель. Не следует беспокоиться, глядя на ребёнка подруги, который с первых дней вошёл в новую среду без особых осложнений. Повторюсь, что все дети разные, каждый индивидуальность, к каждому нужен свой подход. Поговорите с воспитателем и на основе его заключений, сравнивая эти критерии, Вы можете сами проследить, как у ребенка проходил процесс адаптации

1. Процесс адаптации проходит особенно тяжело.

Эмоциональное состояние - слёзы, плач.
Деятельность – отсутствует (т.е. ребенок избегает контактов со сверстниками, не вовлекается в игру)
Отношения со взрослым- отрицательные ребёнок не воспринимает просьб воспитателя.
Отношения с детьми – отрицательные.
Речь - отсутствует или связана с воспоминанием о близких.
 У таких детей развита потребность в общении с близкими взрослыми, в ласке, заботе. В большей степени такие дети не отходят от воспитателя ни на шаг, держат его в поле зрения и буквально не выпускают из рук.

2Привыкание на среднем уровне.

Эмоциональное состояние - неуравновешен., заплачет, если рядом нет взрослого
Деятельность – наблюдение, подражание взрослым.
Отношения со взрослым- положительные, по инициативе воспитателя.
Отношения с детьми – отсутствуют или положительные (ответные).
Речь - ответная (отвечает на вопросы детей, взрослых).
У таких детей развита потребность в общении со взрослым, в сотрудничестве с ним и получении от него сведений об окружении.

3. Легкая адаптация.

Эмоциональное состояние - спокойное, уравновешенное
Деятельность – предметная деятельность или сюжетно-ролевая игра.
Отношения со взрослым - положительные по инициативе ребёнка
Отношения с детьми – положительные
Речь - инициативная (сам обращается ко взрослым и детям).
Таким детям присуща потребность в общении со взрослым и в самостоятельных действиях.

Как сделать период адаптации более лёгким и безболезненным? 

Необходимо просто приблизить домашние условия к особенностям детского сада. Внести элементы режима, упражнять ребёнка в самостоятельности, чтобы он мог сам себя обслуживать и т.п. Чем чаще ребёнок будет общаться со взрослыми, детьми в квартире, во дворе, на игровой площадке, около дома т.е. в различной обстановке, тем быстрее и увереннее он сможет перенести приобретённые умения и навыки в обстановку детского сада. Неформальное посещение детского сада. т.е. прогулки по территории и сопроводительный рассказ о садике, причём рассказ должен быть очень красочный и, несомненно, позитивный. Старайтесь в своём рассказе показать ребёнку, как весело и хорошо другим детям в детском саду. В первые дни ребёнок должен пребывать в группе не более 2-3часов. Для первых посещений рекомендуются часы, отведённые для прогулок, игр. Это позволяет быстрее определить группу поведения ребёнка, наметить правильный подход и снять эмоциональное напряжение от первых контактов. Очень полезны экскурсии по группе, в которых участвует воспитатель, родители и ребёнок.

Помните! Отрицательное влияние на течение адаптации, а также на поведение детей при поступлении в детское учреждение оказывает отсутствие единства системы воспитания в семье и в детском учреждении.

Комментариев нет:

Отправить комментарий